В
условиях Древнего мира религии были политеистическими, т.е. многобожными.
В политеизме каждый бог выступал как олицетворение определенного явления, присущего природе, обществу или человеческой психике, причем олицетворение более высокого порядка, чем у первобытных народов. В образах божеств нашли отражение представления о том общем, что характерно для группы однородных предметов. Так, например, из представлений о душе отдельного деревца постепенно формировалось представление о духах отдельных рощ и лесов, а затем уже сложился образ бога леса, повелителя духов рощ и лесов. В дальнейшем происходил процесс персонификации божеств - они стали приобретать собственные имена и «биографии».
Классическим
образцом многобожия является древнегреческая религия. Верховным божеством
древнегреческого пантеона считался владыка неба - Зевс, его брат Посейдон был
повелителем морей, другой брат - Аид - повелителем подземного царства, жена
Зевса - Гера - покровительницей супружества, Афродита - богиней любви и
красоты, Афина - богиней мудрости, Дионис - богом виноградарства и виноделия.
Более 80 храмов в Древней Греции были посвящены Артемиде - покровительнице
живых существ и охоты. Хозяйственную и культурную жизнь людей олицетворяла
большая группа богов. Наиболее популярными среди них были Гефест - бог огня и
кузнечного ремесла, Гермес - покровитель путников и торговцев. Асклепий -
бог-целитель, Пан - бог природы и пастухов и др.
Мировоззрение
древних греков было сориентировано не только на земную жизнь, их постоянно
волновали проблемы потустороннего мира. Они считали, что после смерти душа
умершего попадает в царство Аида. Сюда ее приводит проводник, затем Харон
перевозит душу через реку Стикс. Для расплаты с Хароном было принято в гробницу
класть медную монету. В царство Аида пропускал трехголовый пес Кербер, но
только в одну сторону. В исключительных случаях возможен был возврат из этого
царства, но для этого нужна была особая воля богов. Богослужения древних греков
состояли из жертвоприношений, как бескровных, так и кровавых, когда совершались
ритуальные убийства животных. В многочисленных храмах пели гимны, читали
молитвы, совершали торжественные омовения статуй богов. Особыми событиями в
религиозной жизни были мистерии. К этим тайным религиозным обрядам допускались
только посвященные.
Религиозные
представления древних греков строились по образцу их собственной жизни. «Образ
жизни» богов мало чем отличался от человеческого. Главное отличие греческих
богов заключалось в их бессмертии и сверхъестественном могуществе. Судьбы
людей, их жизнь и смерть полностью находились в руках тех или иных богов. От
воли или прихоти богов зависели также могущество или гибель народов и
государств. Поэтому в честь отдельных богов строились великолепные храмы, украшенные
их статуями, золотой либо серебряной утварью. Небесным властителям делались
жертвоприношения.
Верховный
бог древних греков - Зевс - был первым среди равных. Подобная иерархия отражала
особенности исторического развития Древней Греции, где существовали самостоятельные
города-государства (Афины, Спарта, Фивы и др.), объединение которых не шло
дальше возникновения военных союзов во главе с наиболее могущественными
государствами. Представления о загробном мире - мрачном царстве бога Аида -
отражали классовую структуру древнегреческого общества. Души царей и героев
занимали первенствующее положение и в потустороннем мире, рабы и бедняки
влачили на том свете такое же жалкое существование, как и в жизни. В целом же
загробное царство рисуется в суровых и мрачных тонах.
Религия
древних римлян во многом напоминает древнегреческую. Во главе их пантеона стоял
Юпитер - римский аналог Зевса. К числу наиболее почитаемых божеств относились:
Юнона - супруга Юпитера, Минерва - богиня мудрости, Марс - бог войны и др. В
римском культе большое место отводилось поклонению ларам - духам предметов и
покровителям домашнего очага. После образования могущественной Римской империи
римляне часто включали тех или иных богов покоренных ими народов в свой
пантеон. Именно таким образом в империи распространился культ иранского бога
Митры, египетской богини Исиды, малоазиатской богини Кибелы и др.
В
период империи началось обожествление императоров. Уже император Октавиан
добавил к своему имени титул Август, т.е. священный, и был объявлен богом.
Август провел большую религиозную реформу, упорядочив поклонение богам, сделав
религию опорой собственной императорской власти. Когда могущественная Римская
империя стал клониться к закату, на ее окраине, а затем и в самом Риме стала
утверждаться вера в Спасителя Христа. Человечество входило в новую эру своего
существования.
Характерной
чертой религий древности был их национально-государственный характер. Боги того
или иного народа были национальными богами и власть их не распространялась за
границы той или иной области. По мнению специалистов, в религии Древнего мира
особое место занимали культ государства и культ определенной национальности.
Дальнейшая история религий связана с возникновением мировых религий.
Миронов А., Бабинов Ю. Основы
религиоведения
0 коммент.:
Отправить комментарий